Домой Экономика Казахстан опасается последствий «логистической ломки» и пытается «подстелить соломку»

Казахстан опасается последствий «логистической ломки» и пытается «подстелить соломку»

489
0

В условиях проведения военной спецоперации в Украине и введения очередных санкций против России у КР возникли трудности с вывозом казахстанских грузов из российских портов, расположенных в Питере и Новороссийске. Суть проблемы состоит в отказе основных перевалочных портов Европы обрабатывать контейнера, идущие транзитом через Российскую Федерацию.

Курс на прибалтийские гавани

Казахстанские предприятия, занимающиеся международными грузоперевозками, на практике находятся в тесной взаимосвязи:

  • с транспортными компаниями северного соседа,
  • существующими логистическими цепочками.

Порядка 90% всего экспорта из Казахстана проходило транзитом через территорию РФ. Поэтому, несмотря на то, что санкционные ограничения со стороны Евросоюза относятся только к России, отмечаются задержки доставки транзитных грузов из КР в конечные пункты назначения. В определённой степени это связано с отсутствием новых механизмов выявления страны происхождения товара.

Сегодня, чтобы получить возможность «вызволить» товар с российских портов, профильными ведомствами Казахстана принято решение перенаправить грузопоток на латвийское направление. По этому вопросу уже были проведены переговоры и получено одобрение от администраций морских портов Рига, Венстпилс и Лиепая. Но, объявлено предупреждение, что груз попадёт под ограничения, если казахстанский экспортёр будет фрахтовать судно у России или то, которое подпадает под санкции Евросоюза.

Путь через каспийские «ворота»

Работая на перспективу, в КР продумывают альтернативные варианты отправки товаров в обход РФ. Принято решение о использовании маршрута, на котором будет осуществляться доставка товаров по Казахстану до собственных портов Актау и Курык, с дальнейшим перемещением по водным коридорам Азербайджана, Грузии и Турции. Ведётся диалог с этими государствами об объединении в перевозочное предприятие в границах ассоциации Транскаспийского международного транспортного маршрута.

На основе особой экономической зоны «Морской порт Актау» предполагается строительство контейнерного хаба.

Для воплощения в жизнь этого проекта:

  • проводятся переговоры с крупнейшим в мире портовым оператором PSA Internationa (Сингапур),
  • планируется привлечение парка крупных мировых морских линий Maersk, MSC и Cosco Shipping,
  • предполагается расширение торгового флота для сообщения Курык – Баку (пока речь идёт о 4 новых паромах).

По расчётам, грузооборот портов Актау и Курык в 2022 году достигнет 4 млн тонн.