Домой Экономика От ферм к офисам: измерение роли человеческого капитала в структурных преобразованиях

От ферм к офисам: измерение роли человеческого капитала в структурных преобразованиях

549
0

От ферм к офисам: измерение роли человеческого капитала в структурных преобразованияхТрадиционные теории экономистов объясняют глобальные структурные преобразования в общей занятости населения снижением относительного спроса на сельскохозяйственную рабочую силу за последние два столетия. В этом аспекте основное внимание в этих утверждениях не уделяется «человеческому фактору», а именно изменению мировоззрению в восприятии жизни. А ведь относительность в предложении рабочей силы для определённого вида работ, является ещё одним важным фактором, влияющим на всю экономическую структуру. Если проанализировать данные по 52 странам за последнее столетие, то можно наблюдать, что распространение и улучшение школьного образования привело к резкому сокращению предложения рабочей силы в сельском хозяйстве, поскольку молодые люди получили навыки, которые более ценятся за пределами сектора сельского хозяйства. Другие стимулы заставили их с меньшей охотой оставаться на фермах, в колхозах и сельской местности. Правительствам, возможно, стоило бы «уже вчера» рассмотреть политику в области образования для роста привлекательности трудоустройства в этой сфере деятельности. Это тем более необходимо будет делать в условиях надвигающегося всемирного кризиса нехватки продовольствия и для ускорения процесса структурных преобразований, а следовательно, экономического развития любого государства.

До сей поры, после ряда прошедших промышленных революций и наступления постиндустриальной эры, экономический рост по своей сути стал связан с перемещением рабочей силы из сельского хозяйства в обрабатывающую промышленность и сферу услуг. Этот процесс в научных социологических кругах назвали структурной трансформацией экономического устройства. Естественно, экономисты задались вопросом: что является двигателем структурных преобразований? Какие экономические силы заставляют рабочих уходить с ферм на фабрики, а затем в офисы?

Обычно предлагались два широких объяснения этому явлению:

1. Несбалансированный рост производительности: со временем страны становятся чрезвычайно успешными в производстве сельскохозяйственной продукции, поэтому им требуется лишь небольшая доля работников, чтобы прокормить население.
2. Влияние дохода снижает относительный спрос на сельскохозяйственные товары: по мере того, как страны становятся богаче, люди тратят меньшую долю своего дохода на покупку сельскохозяйственной продукции, что приводит к перераспределению работников на производство других товаров и оказание услуг.

В обоих случаях эти явления на уровне страны снижают относительную потребность в рабочих в сельском хозяйстве, что приводит к перераспределению рабочей силы. Это то, что экономисты называют сдвигом в относительном спросе на сельскохозяйственных рабочих.

Однако эти два аргумента, как правило, сосредоточены на совокупной статистике труда и игнорируют другую важную сторону истории: человеческую. Чтобы вызвать совокупное сокращение занятости в сельском хозяйстве, люди должны принять решение о смене работы, переходе из одного сектора в другой и, возможно, миграции из сельских районов в городские. Аналогичным образом, новые когорты, родившиеся в сельской местности, должны предпочесть поиск работы в городах, а не заменять уходящих на пенсию прежних фермеров. Таким образом, за сокращением совокупной занятости в сельском хозяйстве стоят люди, активно выбирающие, в каком секторе работать. На их выбор будут влиять не только общие для страны тенденции, но и индивидуальные факторы, такие как их предпочтение жить или работать в сельской местности, препятствия, с которыми они могут столкнуться при смене сектора, и, что важно, их набор навыков, полученных во время обучения в юности.

Еще новости:  Какой хостинг выбрать для 1С-Битрикс?

Рассмотрение этой человеческой стороны имеет решающее значение для понимания структурных преобразований. Представители молодого поколения с более высоким человеческим капиталом наделены навыками, которые более ценятся за пределами сельскохозяйственного сектора, что приводит к тому, что они менее охотно остаются в сельской местности.

Более молодые группы по рождению имеют сравнительное преимущество перед несельскохозяйственной работой, так как у них накоплен более высокий человеческий капитал. На это обстоятельство может влиять усовершенствование и расширение доступности школьного и средне-специального образования. Это даёт им большие шансы найти применение своим навыкам вне сельского хозяйства.

Подходящим показательным примером является война за независимость от Португалии, которую Мозамбик вёл с 1964 по 1975 год. Эта война разрушила систему образования, что подтверждается стагнацией уровня образования в когортах, поступивших в начальную школу за этот период времени. Повзрослев, те же самые люди, уже немного повзрослевшие, с большей вероятностью работали в сельском хозяйстве. После обретения независимости Фронт освобождения Мозамбика инициировал обширные программы экономического развития, включая бесплатное здравоохранение и образование, что нашло отражение в более быстром росте школьного образования и снижении будущей занятости в сельском хозяйстве для групп, родившихся после 1970 года. Пример Мозамбика применим ко всем странам: группы людей, которые подверглись воздействию политических событий или школьных реформ, ограничивающих их инвестиции в человеческий капитал в молодости, с большей вероятностью будут работать в сельском хозяйстве в зрелом возрасте.

Далее можно сфокусироваться на рассмотрении реформ школьного образования с помощью классического проекта исследования событий, в котором сравнивается поколение, родившееся непосредственно перед и сразу после реформы системы образования (например, увеличение времени обязательного образования и улучшение качества оного). Цифры статистики показывают, что представители этого поколения, кто успешно закончил общеобразовательную программу в школах, с меньшей вероятностью будут работать в сельском хозяйстве несколько десятилетий спустя. Школьное образование освобождает людей от работы на фермах, обучая их навыкам, которые более ценятся в несельскохозяйственных секторах.

Но, проводя такие реформы на государственном уровне, важно обрести понимание совокупных эффектов, чтобы соблюсти общее равновесие. Политикам и экономистам необходимо разработать реалистичную теоретическую модель, чтобы рассматривать каждую конкретную экономику страны с двумя основными сферами – сельским хозяйством и несельскохозяйственным сектором, где работники, принадлежащие к разным группам по рождению, выбирают, в какой сектор присоединиться и какой объём человеческого капитала сгенерировать. Эта структура должна отражать традиционные факторы структурных изменений – несбалансированный рост производительности и влияние доходов, – которые со временем отражаются в снижении спроса на сельскохозяйственных работников.

Через призму этой модели эмпирические результаты могут быть использованы, чтобы вовремя выявить существенное сокращение предложения сельскохозяйственной рабочей силы. При сохранении фиксированных цен на него приходится 40% глобального перераспределения молодых людей из сельской местности в большие города. Такой учёт векторов общего равновесия важен, поскольку, когда работники покидают сельское хозяйство, заработная плата и цены в сельском хозяйстве имеют тенденцию к росту. Если учесть статистические корректировки по большинству стран за последние 50 лет, можно прийти к выводу, что рост человеческого капитала составляет 20% от общего наблюдаемого перераспределения из сельского хозяйства.
В существующей модели молодые люди с большей охотой могут хотеть инвестировать в человеческий капитал либо в ответ на снижение спроса на сельхозпродукцию и связанные с ёё производством специальности, либо по каким-то другим внешним причинам, таким как более низкая стоимость обучения или увеличение времени обязательного учебного процесса. В любом случае остаются открытыми ряд вопросов:

Еще новости:  Какой хостинг выбрать для 1С-Битрикс?

— В каком направлении работает причинно-следственная связь на практике?
— Является ли увеличение охвата школьным образованием в разных группах просто следствием структурных преобразований?
— Или расширение образования является независимой причиной перераспределения рабочей силы?

Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать данные естественного развития по миру за последние 50-60 лет. Начиная с 1960-х годов внедрение высокоурожайных сортов привело к резкому увеличению роста производительности в сельском хозяйстве. В странах, которые специализировались на выращивании таких культур и были более подвержены инновациям, наблюдалось более быстрое сокращение занятости в сельском хозяйстве, поскольку более высокая производительность делала рабочую силу менее необходимой. Если накопление человеческого капитала отреагировало на снижение спроса на аграрные специальности, то следует ожидать, что «пострадавшие» группы в более уязвимых странах дольше останутся обучаться в школе. И эта закономерность действительно обнаруживается. Однако этот эффект не так велик, как введение бесплатного школьного образования и общее увеличение времени обучения – то есть структурные государственные реформы.

Но если пойти дальше и рассмотреть на примере Германии, ещё более глобальный реформаторский подход, то можно наблюдать такой парадокс: при введении бесплатного высшего образования, часть выучившихся молодых людей возвращается для работы «на земле», но уже в другом качестве. Они привносят новшества, позволяющие человеческому труду быть ещё более производительным – от автоматизации и роботизации процессов, до внедрения биотехнологических инноваций. Поэтому, можно констатировать, что эндогенная реакция на снижение спроса в сельском хозяйстве составляет лишь около половины общего прироста человеческого капитала. Другими словами, верно и то, что углубление человеческого капитала приводит к структурным преобразованиям, и наоборот.

В той мере, в какой росту человеческого капитала может способствовать расширение доступа к школьному образованию и образовательные реформы, их следует рассматривать как потенциальные инструменты для ускорения общеэкономического перехода от аграрной экономики к индустриальной. В то же время необходимо предостеречь политиков и ведущих экономистов. Формальное образование повышает способность и стремление работников присоединиться к современным секторам, и, таким образом, степень, в которой рынок труда может воспринять это изменение предложения, становится первостепенной. Неспособность обеспечить надлежащими рабочими местами эту растущую квалифицированную рабочую силу приведёт к несоответствию квалификации, разочарованию работников и общей растрате человеческих талантов.