Буддисты встречают «эпоху глобальных перемен» для России и мира

18

Российские буддисты в ночь на понедельник встретят новый год по лунно-солнечному календарю — Сагаалган. Считается, что от этого дня зависит благополучие человека и всего мира на следующие 12 месяцев. А в 2020-м начинается еще и новый календарный цикл, сулящий глобальные изменения. Что можно и нужно делать в праздник, кто такой Белый Старец и как ответственно творить будущее — в материале .Самый крайний Новый годСпор, которому нет конца: когда убирать новогоднюю елку? Одни говорят, что после 1 января в ней нет нужды, другие — что надо дождаться старого Нового года 14 января, третьи ждут конца января. А кто-то и вовсе не торопится выносить дерево из дома.

По крайней мере, буддисты тут не видят смысла торопиться. У них Новый год, в сравнении с другими традиционными для России религиями, наступает позже всех. У православных христиан он начался еще 14 сентября прошлого года (по церковному календарю), у мусульман — 31 августа, у иудеев — 1 октября.

У последователей Будды тибетской традиции Новый год — «самый крайний». Он наступает в ночь на 24 февраля. Именно тогда в свои права вступает Железная Мышь, сменив на посту главный календарный символ Желтую Свинью. Звучит, может, немного по-детски, но с точки зрения буддизма наступающий год очень важен для всего мира. «С Железной Мыши начинается 12-летний календарный цикл. А вместе с ним и различные фундаментальные процессы и большие перемены», — говорит замглавы Буддийской традиционной сангхи России, настоятель санкт-петербургского дацана «Гунзэчойнэй» лама Буда Бадмаев.Поэтому он советует именно с этого года начать реализацию различных глобальных идей. Но главное, чтобы их целью была добродетель — «тогда все 12 лет будет положительный результат».Все болезни — в костерПоговорка «Как Новый год встретишь — так его и проведешь» лучше всего подходит как раз к буддийскому Сагаалгану. Все его ритуалы и традиции соответствуют этому принципу. И неудивительно. Ведь буддисты верят, что мир соткан из причинно-следственных связей: причину чего-то хорошего или плохого в жизни надо искать в совершенных в прошлом поступках.

Поэтому прежде всего верующие стараются достойно проводить год уходящий. Для этого они 22 февраля совершили специальный обряд под названием Дугжууба.«Мы обращаемся к божеству, вызывающему крупные природные катаклизмы. Для этого разводим большой костер, который и символизирует бедствия. И мы это божество задабриваем, чтобы из-за его действий живые существа как можно меньше страдали. Мы делаем специальные приготовления, которые кидаем в огонь», — рассказывает лама Бадмаев.Также верующие самостоятельно совершают очень интересный ритуал: готовят дома из воды и муки кусочки теста, которые скатывают в шарики, — и затем обтирают ими тело. Тесто как бы вытягивает все болезни, негативные эмоции и мысли, накопившиеся в уходящем году. Потом эти шарики сжигают в ритуальном костре.

Еще новости:  Сын Анастасии Заворотнюк отметил свое двадцатилетие

А 23 февраля ламы призывают «защитницу буддийского учения» — богиню Палдэн Лхамо. Считается, что во время особого торжественного ритуала она незримо вместе со своей свитой обходит дацан.»Этот ритуал длится почти сутки. Священнослужители молятся за благополучие живых существ, которые обитают в этой местности, — чтобы не было бедствий и жизнь протекала гармонично. А на рассвете 24 февраля ламы обмениваются своими кушаками — и с этого момента начинается Сагаалган, буддийский Новый год», — объясняет лама.Белый месяц — первый в годовом цикле буддийского календаря — особый период для верующих, когда действие молитв, ритуалов и подношений усиливается многократно. От того, как тот или иной человек будет себя вести в эти дни, зависит его благополучие в наступившем году.Поэтому буддийское духовенство призывает посвятить дни Сагаалгана добрым делам, избегать ссор и обид. И конечно, разделить радость праздника с родными и близкими.Буддийский Дед МорозВ России Сагаалган традиционно отмечают в Калмыкии, Туве, Бурятии, на Алтае и в Забайкалье, где большая часть населения исповедует буддизм. Там первый день нового года объявляется выходным.

Празднуют и публично, массово, и в семейном кругу. Традиция дарить подарки на Новый год не обошла стороной и буддистов: они совершают подношения как различным богам и духам, так и друг другу.Кроме того, у приверженцев этой веры есть свой особенный Дед Мороз. У него тоже белая борода, длинное, украшенное узорами одеяние и добрый взгляд. Его зовут Белым Старцем, или Сагаан Убгэном. Это один из главных покровителей праздника. Ему молятся о плодородии земли и благоденствии народа. И ждут подарков.Каждый год в Иволгинский дацан в Бурятии — духовный центр российского буддизма — приходят письма детей со всех уголков страны. Адресат один: Белый Старец.

Еще новости:  Финляндия определила условие для приема туристов. Подходит ли Россия?

Пишут порой совсем не из буддийских регионов. В этом году Сагаану Убгэну пришли конверты, например, из Москвы, Уфы, Магадана, Казани и Сургута. При этом официальная резиденция Белого Старца, как считается, расположена в Монголии. «Елку ставить нужно!»Но, конечно, главное для верующих в Сагаалган — не просить, а отдавать. То есть истории про Белого Старца служат для буддистов не просто легендами, а призывом к действию.Поэтому в некоторых регионах обмен подарками стал отдельным ритуалом. Например, в Бурятии это происходит так: даритель держит на руках хадак — ритуальный шарф, вручаемый в знак почтения, а на нем лежит сам подарок. Принимающему же следует взять дар двумя руками, причем обязательно сидя. И все участники церемонии должны быть в головных уборах.Обычно этой церемонии посвящают первый день праздника, который, как считается, нужно провести в семейном кругу. А в остальные дни верующих призывают навестить родителей, братьев и сестер. А также тех, кто особо нуждается в поддержке.

«Конечно, у каждого народа, каждой семьи есть свои традиции Сагаалгана. Но самое главное — нужно делать что-либо полезное как для знакомых, так и для незнакомых людей. Можно вручить какой-нибудь сувенир или хотя бы одарить улыбкой и теплыми словами», — объясняет Буда Бадмаев.И несомненно, по его словам, в течение всего новогоднего Белого месяца нужно «сохранять особый настрой», от которого будет зависеть благополучие весь предстоящий год.»Можно даже снова достать елку и установить ее дома. Да что там можно — нужно! Это будет напоминанием о Дедушке Морозе — мы его называем Белым Старцем. Ведь, как мне кажется, каждый буддист должен быть таким (как Белый Старец. — Прим. ред.): делиться добротой не только с ближними, но и со всеми людьми. И тогда в мире будут спокойствие и благополучие», — отмечает лама.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here