Профессии будущего в эпоху революции когнитивных наук

6

Врио ректора, председатель приемной комиссии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Аркадий Марголис в интервью рассказал о том, как готовят будущих специалистов по разным направлениям психологической науки./div>‒ Те психологи, которые «хотят помогать людям», как правило, поступают на направления подготовки, связанные с психологическим консультированием, психологией образования, клинической и специальной психологией. Для тех же, кто стремится к естественнонаучной парадигме, спектр профессиональных предложений до недавнего времени был невелик ‒ общая психология, психофизиология, работа профайлером, работа с использованием полиграфа, экспериментальная психология. Все это было связано с исключительно научной перспективой, иногда весьма далекой от «прагматики» жизни.Сейчас мы наблюдаем, как продолжается революция в области когнитивных наук. Этот революционный сдвиг обусловил большой интерес к тем направлениям психологии, которые связаны с данной отраслью знаний. Они оказались вполне приложимыми к весьма интересным практическим перспективам. Ученые всерьез проектируют разные варианты интерфейса «мозг-компьютер», разрабатывают управление приборами взглядом, проектируют экзоскелеты. Все это уже стало реальной практикой, в которую вовлечены тысячи людей, сотни стартапов в том числе и в России, где многие из таких проектов стали частью Национальной Технологической Инициативы (НТИ)

‒ У вас есть какая-то общая концепция подготовки кадров? /div>‒ У нас нет задачи превратить каждого выпускника в ученого, но мы считаем, что практик должен быть исследователем. Он должен решать те проблемы, которые возникают в его профессиональной практике, научным способом, а не методом проб и ошибок, или на основе бездоказательных суждений, которые у него возникают просто потому, что его житейские представления так подсказывают. Общая концептуальная рамка по всем направлениям подготовки – доказательный подход. Мы считаем, что это должно стать нормой в профессиональной практике психологов и педагогов.‒ Вы начинаете работать с восьмиклассниками. Если они сделают свой выбор в пользу психологии, то они войдут в профессию лет через 8-10. Что их ждет?/div>

Еще новости:  Собянин рассказал, как прошла Ночь музеев в Москве

‒ Во-первых, наши наблюдения показывают, что последнее время дистанция между началом вхождения в какую-то область научных знаний и реальным переходом к первым профессиональным пробам фантастически сократилась.Даже учебная работа школьников драматическим образом трансформируется: учебный труд при определенных условиях становится трудом, результаты которого оказываются объективно ценными не только в контексте обучения, но и в контексте потребления.Под влиянием бурно развивающихся информационных технологий барьер для вхождения в профессиональную деятельность уменьшается невероятно стремительно. Мы видим детей, которые, делая что-то в интернете, научаются делать нечто такое, что очень напоминает профессиональную и трудовую деятельность. Самое занятное, что зачастую они начинают транслировать это себе подобным ‒ другим учащимся.Во-вторых, мы не всегда до конца представляем себе, во что трансформируются те научные области, в которые входят наши абитуриенты. С этой точки зрения, наша задача заключается в том, чтобы не создать слишком узкие образовательные программы, которые могут быстро устареть. Мы должны вводить их в те области научного знания и делать это так, чтобы они оказались в рамках мейнстрима развития профессиональной деятельности. И научились самостоятельно учиться и переучиваться. Для этого нам надо правильно выбирать область широкой фокусировки, сочетать разный набор профессиональных компетенций.

‒ Не получится так, что флагманские программы по когнитивной психологии будут востребованы, а педагогические программы останутся без сильного абитуриента?/div>‒ В социальном восприятии педагогическая профессия, возможно, выглядит менее привлекательно, чем профессии, связанные с когнитивными науками, но в действительности ее социальная важность колоссальна.У нас есть модернизированные программы подготовки педагогов-психологов, педагогов дошкольного образования и педагогов начальной школы. В этом году мы открываем магистерскую программу для педагогов основной и средней школы «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся». Эти программы очень не похожи на традиционные программы подготовки педагогов. Речь идет об абсолютно новой методологии, в основу которой заложен деятельностный подход. В этих программах студентов учат совершенно иначе, они выходят на высокий уровень готовности к профессиональной деятельности.Выпускники программ будут максимально востребованы со стороны как лучших образовательных организаций, так и тех, которые испытывают сложности в работе с разными категориями детей. Таким детям нужны не просто выпускники педвуза, хорошо знающие свой предмет, а люди, глубоко понимающие суть педагогической профессии, обладающие психологической компетентностью, способностью учитывать в своей профессиональной деятельности индивидуальные особенности учащихся.

Еще новости:  Комитет Госдумы поддержал проект о запрете продажи sim-карт в интернете

‒ Почему акцент сделан именно на этот возраст детей?/div>‒ Дошкольный и младший школьный возраст ‒ это тот возраст, когда закладывается фундамент всей дальнейшей интеллектуальной, когнитивной, волевой, мотивационной структуры детей. Если здесь допущены педагогические ошибки, они будут существенно влиять на всю дальнейшую траекторию развития ребенка. Есть много исследований, которые показывают, что инвестиции, вложенные в работу с ранним возрастом, с экономической точки зрения имеют максимальную норму инвестиционного эффекта: на каждый рубль, вложенный в работу с дошкольниками младшими школьниками, вы получаете социальный, психологический, когнитивный эффект существенно больший, чем при работе с детьми других возрастов.Соответственно и требования к квалификации педагогов, работающих с детьми такого возраста, намного более высокие, чем к тем, кто работает в средней школе. Но у нас исторически так сложилось, что чем младше ребенок, тем проще требования к квалификации педагога. В действительности все с точностью наоборот: чем младше ребенок, тем более высокая квалификация требуется для взрослого, работающего с ним.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here