Ученые рассказали о старинных новогодних обрядах донских казаков

0
0

Казаки Области Войска Донского соблюдали в новогодние праздники множество обычаев, чтобы обеспечить себе счастье и благополучие в будущем году. Например, они сажали девочек квохтать на подушку, чтобы в доме был достаток птицы и яиц или ходили колядовать целыми ватагами, выпрашивая подарки у хозяев, рассказала старший научный сотрудник Южного научного центра РАН Татьяна Власкина.Изучение «Народного календаря» казаков проводилось этнолингвистами на территории бывшей Области Войска Донского в течение многих лет.

Значение обрядов

По словам Власкиной, в древности зимние Святки имели особое значение. Речь идет о времени от Рождества до Крещения, включавшего и Васильев день, на который с 1699 года был официально «назначен» русский Новый год. «Это был период умирания старого года, наступление хаоса, а затем — возрождения мира для нового годового цикла, его очередное упорядочивание и перераспределение общинной доли всех благ. Подобные представления были не чужды и донским казакам», — рассказала собеседница агентства.Она пояснила, что обычаи и обряды зимнего календаря были объединены двумя смыслами – разрушение старого и создание нового. «Для наших мест и так называемого титульного населения, то есть донских казаков и их потомков, подобное сакральное отношение к зимним ритуалам продлилось вплоть до второй половины 19 века», — сказала она.

Позже обряды стали развлекательными, хотя отдельные старожилы в хуторах и станицах помнят их традиционное значение.

Доля счастья

К важным святочным ритуалам относилось приготовление и раздача кутьи – каши из толченых зерен пшеницы, смешанных с сытой (мед, разведенный водой) или узваром (напиток из сухофруктов). «Сегодня кутья больше известна как поминальное блюдо, но многие пожилые и верующие люди помнят, что ее также подавали на ужин в рождественский сочельник», — отметила Власкина.

Такая трапеза, по ее словам, символизировала перераспределение доли между предками и потомками – живыми и мертвыми. «От синонима, не слишком часто сейчас употребляемого слова «доля» – часть, происходит всем известное слово счастье: вот и получается, что поедая кутью, казаки получали свою долю, свое счастье», — пояснила собеседница агентства.

Еще новости:  Аэропорт Саратова возобновил работу после снегопада и метели

Святочные обходы

Другой пример новогодних обычаев — праздничные обходы домов, которые совершались по нескольку раз за Святки целыми ватагами. Это могли быть дети или взрослые, которые наряжались и исполняли обрядовые песенки, молитвы в обмен на подарки и угощения.

Они из обходов были приурочены только к Рождеству, и их участники изображали евангельских героев, оповещающих мир о рождении Христа, что соотносится с идеей рождения нового мира. Другие – продолжались до Крещенского сочельника, обходчики надевали различные маски и, представляя пришельцев из иного мира, пели хозяевам пожелания, выпрашивая продукты. Они же могли устраивать «бесчинства», например, снять ворота с петель или затащить телегу на крышу сарая.»Святочные обходы домов тоже связаны с идеей перераспределения доли: в обмен на подношения необыкновенные посетители наделяют хозяев счастьем», — пояснила Власкина.

На коня, на кобылу, на сивую гриву…

«Любопытно, что по редким и наиболее старинным сведениям в донских станицах самыми активными участниками зимних обходных обрядов были взрослые казаки», — рассказала она.

Так, в конце 19 века в донских областных ведомостях сообщалось, что в станице Раздорской на реке Медведице дома на Новый год обходят отарщики — смотрители конских табунов. В числе прочих действий, они говорили: «На коня, на кобылу, на сивую гриву, на пушистый хвост, на стопу блинов, на бутылку водки, на меру пшеницы, на букатку мяса, на рубль денег…».»Это, по всей видимости, должно было принести хозяевам счастье в виде плодовитости и благополучия лошадей», — пояснила она.

Птицеводческое счастье

Власкина отметила, что одни символические действия в новогодние праздники должны были обеспечить счастье в «концептуальном плане», то есть в целом, другие – в какой-то конкретной сфере жизни торговле, рыбной ловле или животноводстве, как например, в случае с плодовитостью лошадей.»Или еще один пример — сажание девочек на подушку с пером, лежащую на пороге, должно было наделить семью, своего рода, «птицеводческим счастьем»: яйценоскими курами или утками, гусынями – в зависимости от происхождения пера в подушке», — рассказала она.Для этого детей еще и заставляли квохтать или гоготать по-птичьему. Порог дома в этом ритуале выполнял роль границы между мирами. И именно усопшие предки должны были помочь потомкам обрести желаемое.

Еще новости:  ФАС не получала жалоб на завышение цен на такси в новогодние праздники

Ход времени

С течением времени, многие святочные ритуалы стали восприниматься менее серьезно. По мнению Власкиной, немалую роль в этом играла церковь, считавшая многие народные обычаи вредными суевериями. К таким, например, относятся святочные гадания, направленные не на получение своей доли счастья, а на узнавание судьбы.»В советское время ни о каких ритуальных действиях речь идти не могла. Народные традиции доживали свой век в виде старушечьих причуд и полузапретной игровой магии, особенно популярной у молодежи. Это касается и идеи получения доли», — сказала собеседница.В советское время понятие судьба, доля рассматривались обычно в героическом ключе, а одно время (в 20-30-е годы) и вовсе считались мещанскими. «Сегодня народные обычаи, имевшие некогда ритуальное значение, перешли в категорию развлечений, вместе с более «молодыми» обычаями, к которым относятся украшение елок, салат «Оливье» и многое другое, они создают неповторимую атмосферу всеми любимого праздника», — заключила она.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here