Испытатель космической техники развеяла мифы о полете Терешковой

0
3

Полет на орбиту первой женщины-космонавта Валентины Терешковой, состоявшийся 55 лет назад, проходил без технических проблем и, вопреки слухам, не угрожал ее жизни и здоровью, рассказала заслуженный испытатель космической техники Таисия Когутенко.

Валентина Терешкова с позывным «Чайка» стала шестым космонавтом СССР и первой женщиной, отправившейся в космос. Полет, продолжавшийся трое суток, она совершила на корабле «Восток-6», который стартовал 16 июня 1963 года. Согласно устоявшейся точке зрения, из-за спешки в подготовке корабля Терешкову сопровождали технические неполадки и ей прямо в полете пришлось исправлять допущенные на Земле ошибки.

«Записи в журнале начались за два часа до старта, сразу после посадки «Чайки» в корабль. Из записей в журнале следует, что никаких вопросов по поводу неисправностей в системах и оборудовании корабля она не задавала — их просто не было. Напротив, на 19-м витке, в момент связи с корреспондентом газеты «Комсомольская правда», она сказала, что наш корабль — лучший в мире», — рассказала Когутенко.

Специалисты на Земле в круглосуточном режиме записывали в вахтенный журнал полета Терешковой все события до момента посадки. В него вносились все параметры корабля и задачи космонавта, велась запись всех переговоров.

Перейти в фотобанкКосмонавт Валентина Терешкова в Звездном городке во время подготовки к полету© / Перейти в фотобанкКосмонавт Валентина Терешкова в Звездном городке во время подготовки к полету

По словам Когутенко, из документов следует, что то, что выдается сейчас за нештатные ситуации, — не что иное, как тестирование ручной системы ориентации корабля «Восток», которое предполагалось программой полета. Терешкова должна была провести его на втором и 38-м витках, но сделать это не удалось. Только на 47-м витке Терешкова сообщила на Землю, что успешно справилась с задачей.

В конце 48-го витка, пояснила ветеран, ровно в положенное время и без замечаний включился автоматический цикл спуска космического аппарата с орбиты, который не требовал никакого участия космонавта. В записях как вахтенного, так и бортового журнала, который вела сама Терешкова, нет никаких упоминаний о нештатных ситуациях, требовавших устранения.

Полет корабля «Восток» полностью контролировался программно-временным устройством, в создании которого принимала участие Когутенко. Это устройство управляло всеми системами корабля по заранее заложенным и рассчитанным интервалам времени. Внести в него правки ни с Земли, ни с борта корабля было технически невозможно.

«Никакое вмешательство в работу автоматики невозможно. Видеть ничего относящегося к программе спуска на приборной доске пульта пилота невозможно, так как там этого просто нет. Транспарант «Спуск 1″ загорается, только когда включается штатный цикл спуска по командной радиолинии — это и увидела Терешкова на 49-м витке полета, когда его включили», — рассказала Когутенко.

Она добавила, что если бы Терешкова доложила Королеву о каких-либо неправильно заложенных данных на спуск, он решил бы, что у космонавта начались галлюцинации, и принял бы решение о срочном спуске корабля.

Когутенко отметила, что с подготовкой полета во время космической гонки с США действительно спешили, но отправлять недоделанный корабль с риском для жизни космонавта никто бы не стал.

«При создании «Востоков» все делалось впервые — конструкция, системы корабля, кооперация предприятий. Да, существовало соревнование с Америкой, были жесткие сроки, но никогда с дефектами или недоработанные корабли не запускались в космос», — отметила ветеран.

Перейти в фотобанкЛетчик-космонавт Валентина Терешкова в тренажере космического корабля «Восток»© / Перейти в фотобанкЛетчик-космонавт Валентина Терешкова в тренажере космического корабля «Восток»

Она рассказала, что запуску предшествовала череда испытаний: автономные испытания систем при установке на борт корабля на заводе, комплексные испытания на контрольно-испытательном стенде завода, испытания на космодроме.

«На всех этапах присутствовали представители отдела технического контроля и военной приемки. Все неисправности устранялись на любом этапе технологического процесса», — рассказала Когутенко.

Сама Терешкова накануне, выступая перед депутатами Госдумы, рассказала, что во время полета у нее произошла нештатная ситуация — она увидела, что тормозная двигательная установка сориентирована не в нужном направлении. Она доложила об этом на Землю, специалисты долго обсуждали, как устранить неисправность, а затем передали на борт новые данные, которые Терешкова внесла в систему корабля. Это, по ее словам, позволило благополучно вернуться на Землю.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here