Сказка со счастливым финалом: режиссер Соколов рассказал о «Гофманиаде»

0
2

Старейшая в России студия «Союзмультфильм» новую страницу своей жизни начала с завершения одного очень продолжительного проекта — кукольного мультфильма «Гофманиада», который сейчас триумфально шествует по международным фестивалям. В интервью режиссер Станислав Соколов рассказал о том, как изменилась картина с момента задумки, с кого художник Михаил Шемякин рисовал главного героя и где премьеру ждут с особым трепетом.

Картина о жизни и творчестве классика немецкой литературы Эрнста Теодора Амадея Гофмана, сообщения о которой появились еще в 2001 году, задумывалась как единое масштабное полотно, но вскоре после создания первого 20-минутного пилотного ролика распалась на трехчастное повествование из-за недостатка финансирования. Лишь в 2017 году студии удалось вернуться к первоначальной задумке авторов и свести воедино разрозненные фрагменты. «Гофманиаду» уже увидели профессионалы киноиндустрии на крупнейших мировых смотрах – Берлинале и Каннском кинофестивале, а первых зрителей ждут на премьере в Китае, где фильм покажут в основном конкурсе Шанхайского международного кинофестиваля.

Все эти годы над «Гофманиадой» работал режиссер-мультипликатор Станислав Соколов, который недавно отметил 71-й день рождения. На «Союзмультфильме» он работает больше полувека: молодой мультипликатор начинал в технике рисованной анимации, но позднее перешел в кукольный цех, где дебютировал в 1977 году с короткометражной картиной «Догада». Также его авторству принадлежат фильмы «Черно-белое кино», «Падающая тень», «Большой подземный бал» и несколько международных проектов.

Каждая кукла для «Гофманиады» создавалась вручную по эскизам известного художника Михаила Шемякина, рисункам самого Станислава Соколова и Елены Ливановой. Всего в мультфильме их использовалось около 120, причем пять из них – собственно, Гофманы в разные периоды жизни и творчества: есть совсем маленький мальчик Эрнст, юный музыкант, Гофман-чиновник с грустным лицом, Гофман – знаменитый писатель в бархатном камзоле. Также в мультфильме есть девушка-змейка, человек-попугай, злодей Коппелиус из сказки «Песочный человек», знаменитый Крошка Цахес и многие другие.

Перейти в фотобанкПерсонажи мультипликационного фильма «Гофманиада» на киностудии «Союзмультфильм»© / Владимир ПесняПерейти в фотобанкПерсонажи мультипликационного фильма «Гофманиада» на киностудии «Союзмультфильм»

Несмотря на затянувшуюся работу над проектом, режиссер говорит о нем с неизменной нежностью – кажется, от Гофмана и его героев он ничуть не устал. Он и сейчас продолжает дарить жизнь каждой кукле, большая часть из которых хранится на экспозиции в новом здании «Союзмультфильма», и для каждой находит минутку: поудобнее усадить Эрнста Гофмана за его канцелярским столом, поправить платье у красавицы Вероники, разложить миниатюрные рукописи в мансарде писателя.

«В каждом макете, даже самом маленьком, множество важных деталей, которые требуют серьезной подготовки. Это творческая келья, по словам самого Гофмана, – и все это должно рассматриваться и тщательно исполняться, потому что является частью его мира», — пояснил Соколов.

По словам режиссера, не только куклы, но и все декорации «Гофманиады» тщательно прорабатывались вручную. Художники выполнили десятки рисунков и чертежей и обсуждали работу, даже находясь далеко друг от друга: иногда Михаил Шемякин, который долгие годы живет за пределами России, приезжал на студию «Союзмультфильм», иногда Станислав Соколов сам летал к нему во Францию и другие страны.

«Мы и ссорились в какой-то момент, потому что творческие разногласия неизбежны. Михаилу что-то не нравилось в работе, и он, сидя в Венеции, рассуждал, как можно было бы сделать лучше, а мы тут должны были ежедневно подвигать съемку фильма, потому что для студии это очень важный процесс, нельзя что-то сделать не вовремя», — с улыбкой вспомнил Соколов.

Кадр из мультфильма «Гофманиада»© Фото : ТПО «Киностудия «Союзмультфильм»Кадр из мультфильма «Гофманиада»

Он отметил, что главным вдохновением для картины послужил сам Гофман: авторы отчасти копировали его стиль рисования, а в фильме, помимо музыки композитора Шандора Каллоша, использовали фрагменты оперы «Ундина», написанной известным сказочником.

Кукольная анимация — особенная сфера, работа в которой требует серьезной подготовки, но сейчас мультфильмов в этой технике появляется крайне мало, считает Соколов. По его словам, проблема существует в финансировании и нехватке кадров, поскольку подготовка аниматоров может занять более шести лет.

«Каждый персонаж держит внимание зрителя, если сделать его тяп-ляп, то в нем не будет жизни… Хорошо сделанная анимация зрителей заставляет смотреть и час, и два, и мультфильм не кажется им длинным или скучным. Это сложная техника, но мы пытаемся сохранить этот уровень», — подчеркнул собеседник агентства и добавил, что высокие требования предъявляются также к исполнителям кукол.

Перейти в фотобанкПерсонажи мультипликационного фильма «Гофманиада» на киностудии «Союзмультфильм»© / Владимир ПесняПерейти в фотобанкПерсонажи мультипликационного фильма «Гофманиада» на киностудии «Союзмультфильм»

Режиссер отметил, что работа аниматора требует большого таланта и выносливости, ведь он должен буквально перевоплотиться в своего героя — будь то Крошка Цахес, Гофман или единорог, — но время за съемочным станком пролетает незаметно.

«Аниматор переносится в другую жизнь и в этой жизни у него другое время, он проигрывает происходящее перед зеркалом или в воображении, через движения рук он заставляет куклу быть живым персонажем. Это самое ценное, что есть в кукольной анимации. Свой собственный характер аниматор помещает внутрь кукольного персонажа», — подчеркнул режиссер.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here