Цены на бензин: кто виноват и что делать

0
2

Росстат во вторник сообщил, что производители в апреле подняли цены на бензин сразу на 13% по сравнению с мартом, и дело не в сезонности, год назад цена росла лишь на 4,9%. Этот рост по сути уже перешел на розничные цены: в мае, по данным Росстата, они «пробили потолок» и в 41, и в 42 рубля за литр. Эксперты поясняют, что нефтекомпаниям сейчас просто выгоднее экспортировать топливо, а антимонопольная служба (ФАС) выдает все новые предупреждения нефтяникам.

Ускорение роста розничных цен на бензин, которые за две недели резко преодолели отметки в 41 и 42 рубля за литр в среднем по РФ, происходит из-за того, что относительно дешевые запасы нефтепродуктов, которые участники розничного рынка сформировали несколько месяцев назад, уже израсходованы, пояснялось в обзоре независимого агентства «Аналитика товарных рынков».

Как говорилось в обзоре, нефтепродукты дорожают на российском рынке из-за резкого роста экспортного паритета (т.е. поставки на экспорт выгоднее, чем на внутренний рынок). Он подскочил из-за комбинации факторов: ряд отступлений от первоначального плана налогового маневра в части роста акцизов на нефтепродукты, рост мировых цен на нефть и нефтепродукты благодаря сделке ОПЕК+, а также недавнее снижение курса рубля из-за геополитики и покупки валюты на бирже Минфином.

Причем около 60% цены литра бензина и дизельного топлива в России составляют прямые налоги: НДПИ, акциз и НДС, пояснил президент «Независимого топливного союза» Павел Баженов.

Кроме того, он подчеркнул, что оптовые цены растут гораздо быстрее розничных, что свидетельствует о директивном сдерживании цен на АЗС со стороны государства, и если вертикально интегрированные компании могут частично компенсировать это сдерживание цен за счет других источников доходов, то у малых независимых АЗС такой возможности нет.

Баженов отметил, что анонсированное правительством РФ снижение акцизов на тонну бензина и дизельного топлива на 3 и 2 тысячи рублей соответственно — безусловно позитивное, однако появившаяся вслед за этим информация об обсуждении роста НДС на 2% фактически нивелирует это решение.

По его словам, полная отмена акциза, за которую он выступает, могла бы снизить цены на бензин примерно на 5 рублей.

Рецепты для снижения цен

В качестве решения в сложившейся ситуации эксперты снова называют увеличение нормативов биржевых продаж нефтепродуктов для нефтекомпаний (сейчас 10% по бензинам и 5% по дизтопливу). Однако аналитики говорят о том, что повышение должно быть выше обсуждаемых 15%, потому что этот уровень и так фактически сложился.

Глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша считает, что продажа нефти и нефтепродуктов на экспорт сейчас намного выгоднее продажи бензина внутри страны, поэтому для сдерживания цен на бензин нефтекомпании нужно «вернуть» на внутренний рынок.

«Чтобы вернуть в русло цены, чтобы не было так выгодно экспортировать, нужно сделать экспортный паритет сопоставимым с нашими внутренними ценами. Для этого надо повысить экспортные пошлины, снизить акциз, рубль привязать к нефтяным ценам. Тогда все было бы нормально», — сказал Аркуша.

При этом эксперт признал, что такие меры будет сложно реализовать, поэтому самым вероятным решением проблемы должно стать жесткое административное давление на нефтяные компании для насыщения рынка внутреннего топлива и наращивания объема продаж на бирже.

«Чтобы бензин не дорожал, а дешевел, должны быть повышены экспортные пошлины на нефть и введены акцизы на экспортируемые нефтепродукты, прекращена частично или полностью практика возврата НДС экспортерам (на сырье и продукты первого передела). Только так можно сбалансировать рентабельность продаж на внутреннем и внешнем рынке», — прокомментировал бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Он отметил, что когда мировые цены на нефть падают, стоимость топлива в России не снижается, но при этом при росте цен на энергоносители бензин дорожает вслед за ними. «Парадокс? Нет. Дело в том, что правительство целенаправленно делает так, чтобы как нефть, так и нефтепродукты выгоднее было экспортировать, чем продавать на внутреннем рынке. А ведь нефть — наше общее конкурентное преимущество. Внутри страны она должна, как в Америке, стоить дешевле, стимулируя развитие экономики и социальный сектор», — пояснил Титов.

В сложившейся ситуации РТС в письме на имя вице-премьера РФ Дмитрия Козака сформулировал ряд предложений по стабилизации цен на бензин. Союз считает, что для снижения оптовых цен и исключения их роста в будущем необходимо принять срочные меры по снижению экспортного паритета, надо увеличить поставки моторного топлива на внутренний рынок и объем продаж на бирже. Также РТС выступает за создание одинаковых условий ведения бизнеса розничным структурам вертикально интегрированных нефтяных компаний и независимым розничным трейдерам.

Что делает ФАС

В середине апреля, когда, согласно данным Росстата, средняя цена на бензин превысила отметку 40 рублей за литр, глава ФАС Игорь Артемьев заявлял, что текущий рост цен на бензин в РФ носит сезонный характер и в среднем по году не превысит уровень инфляции. По словам руководителя ведомства, в ноябре-декабре цены должны упасть.

28 мая служба сообщила, что выдала предупреждение «Роснефти» из-за снижения компанией объемов продаж нефтепродуктов, что в свою очередь могло привести к росту цен на бензин марок Аи-92, Аи-95 и дизтопливо.

Компании надо выполнить предписание уже к 8 июня. Как отметила ФАС, «Роснефти» надлежит обеспечить производство светлых нефтепродуктов и их устойчивую поставку на внутренний рынок в объеме не менее 20% от объема добытой нефти в России. Также, указывает ФАС, компании необходимо обеспечить достаточное предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке путем увеличения производства и снижения их экспорта, предусмотреть недискриминационную реализацию моторных топлив.

Предупреждения регулятора в апреле получали также компании ТАИФ, «ФортеИнвест» бизнесмена Михаила Гуцериева и «Сургутнефтегаз». В феврале ФАС выдавала предупреждение трем компаниям группы «Газпром».

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here