Без Олега Табакова. Памяти великого артиста и человека

0
3

Великий актер, выдающийся педагог, совестливый человек. Таким запомнят зрители, коллеги и ученики Олега Павловича Табакова. Таким он останется в истории русского театра, кино, да и просто в российской истории.

Он невероятно много работал. До последнего. И не просто работал, а служил театру, искусству, был предан делу. Именно под его руководством один из выдающихся театральных коллективов —  МХТ имени Чехова — пережил непростые времена, сохранил свой статус лучшего театра страны и стал сценой, для которой ставили и где играли лучшие молодые режиссеры и актеры.

Во всем этом большая заслуга Олега Павловича, не только обладавшего собственным огромным талантом, но и умевшим видеть талант в других. Видел и ценил, что называется, давал дорогу молодым. Он был щедрым человеком — щедрым душевно. Его широкой натуры хватало на все: чтобы играть в театре, сниматься в кино, руководить, направлять, учить и воспитывать, помогать и поддерживать.

Актриса Людмила Иванова и Олег Табаков в спектакле театра Современник «Баллада о невеселом кабачке» © Фото : предоставлено театром «Современник»Актриса Людмила Иванова и Олег Табаков в спектакле театра Современник «Баллада о невеселом кабачке»

«Шумный день» — одна из первых киноролей молодого Олега Табакова, черно-белый фильм 1960 года. Давно снятая картина, которую сегодня пересматриваешь буквально на одном дыхании. Смотришь и понимаешь: великий дар Табакова проявился сразу, еще в юные годы. Ведь то, как он играет своего Олега, та энергия, глубина, — это игра сложившегося большого актера. Даже слово «игра» здесь кажется неуместным, потому что он не играет, а проживает эту роль, с полной самоотдачей, как говорят «на разрыв аорты».

Таким Олег Павлович будет всегда, в каждом спектакле, в каждом фильме и даже мультфильме. Недаром про его кота Матроскина в мультике «Трое из Простоквашино» говорят: роль.

Невероятная трудоспособность. Если просто взглянуть на его фильмографию, то удивляешься: как получалось, как находил время?.. Новые фильмы с его участием выходили один за другим, а иногда и по несколько картин сразу в один год. А ведь еще всегда был и театр, сцена. Табаков был прежде всего театральным актером — великим, без преувеличения.

И это огромное счастье наше, зрительское. Олег Павлович оставил нам десятки прекрасных фильмов, записей спектаклей, которые можно пересматривать и на которых можно воспитывать наших детей.

Перейти в фотобанкНародный артист РСФСР, директор театра «Современник» Олег Табаков на репетиции© / Владимир ВяткинПерейти в фотобанкНародный артист РСФСР, директор театра «Современник» Олег Табаков на репетиции

Запоминающаяся внешность. Невероятно обаятельная улыбка, мягкие черты лица, зачесанные назад волосы и приподнятый подбородок. Интеллигентность — вот главное качество, отличавшее его, да и многих людей его поколения.

Очень яркий и всегда разный. Можно ведь бесконечно вспоминать его роли. И чем больше перебираешь в памяти созданные образы, тем лучше понимаешь: он везде был самим собой, но нигде не повторялся. Он был невероятно искренним Макаром в «Достоянии республики» (1971), ироничным Шелленбергом в «Семнадцати мгновениях весны» (1973), твердолобым Щебруком в «Неоконченной пьесе для механического пианино» (1977).

Во многом именно ради него мы смотрим «Несколько дней из жизни Обломова» (1979) и «Красавца-мужчину» (1978). И конечно, всегда ждем, пусть короткого, его появления в фильме «Москва слезам не верит» (1979). Олег Павлович был великим актером, и таким оставался даже в комических ролях — чего стоит его Мисс Эндрю в телевизионном фильме «Мэри Поппинс, до свидания!» (1983).

Наш театр осиротел, осиротели и все мы. Потому что само присутствие таких людей в нашей жизни задает определенную планку — духовную, нравственную, профессиональную. 

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here